Multik пишет: А вообще, во всей этой истории самое главное, на мой взгляд, понять, почему наличие или отсутствие магнитного поля у движущихся зарядов зависит от системы координат, в которой сидим мы. Понять, а не описать формулами.
Это можно.
Но для этого потребуется много слов и много времени. И ещё много терпения того, кто хочет в этом разобраться.
Относительно формул - Вы правы. В том же курсе теоретической физики Ландафшица - я считаю - совершенно недостаточно наводящих пояснений.
Однако, если посредством математики удается получить результаты, согласующиеся с экспериментом, то ценность этой математики состоит в том, что анализируя математику, удается постичь суть явления, которое увидеть или потрогать - мы уже не в состоянии.
Это касается и электромагнитной волны.
Ведь к пониманию, как она устроена очень долго шли. И пришли именно через формулы Максвелла, которые возникли в результате обобщения очень большого экспериментального материала, полученного Кулоном, Ампером, Фарадеем...
P.S. для with
Я не противник токов смещения.
Весь Ваш последний пост показывает, что вы не хотите подумать над тем, о чем я вам писал.
Начиная с того, что по стенке волновода (или коаксиала) в направлении распространения волны бегут чередующиеся заряды РАЗНЫХ знаков. Оттого ваша емкость и меняет заряд на противоположный. И электрическое поле периодически меняет знак. В том числе и продольное (на свою картинку ещё раз посмотрите).
Прошу Вас: если нарисовали стрелки Ux в разные стороны, то не пишите потом, что на самом деле это поле одного знака. Это раздражает.
При этом ток смещения (как производная электрического поля по времени) отличен от нуля только в лабораторной системе координат, и ни с каким полем вместе он не бежит.
Возможно, что ваши затруднения связаны с тем, что эквивалентная схема из сосредоточенных емкостей и индуктивностей на самом деле работает совсем не так, как длинная линия.
В вашей эквивалентной схеме каждый последующий контур является элементом, в той же степени отражающим волну, как и пропускающим ее дальше. Что приводит к образованию смеси из стоячих и бегущих волн.
В длинной линии или волноводе такого нет.
Т.е. задача принципиально разная.
Вы пытаетесь смоделировать непрерывную систему посредством замены ее на систему с трансляционной симметрией (из периодически повторяющихся элементов).
И ладно бы если бы рассматривался случай длин волн, намного больших периода трансляционной симметрии. Вы же рисуете циркуляции для длин волн, равных периоду трансляции.
Попытка уложить весь этот компот в голове требует дополнительного уровня абстрагирования, типа перехода от закрепленных в пространстве эквивалентных емкостей к движущимся.
Но разговор двух человек, один из которых учитывает второй уровень абстрагирования, а второй нет - это бесполезная пляска вокруг неверной модели.